четверг, 12 июля 2012 г.

Художники: Женщина в изобразительном искусстве

Так уж повелось, что женщине в изобразительном искусстве отводилось гораздо больше места, а сама она издревле почиталась как источник вдохновения. Неслучайно музы были исключительно женского пола. Individorama решила рассказать и показать, как художники различных эпох изображали прекрасный пол.

Если верить археологам и историкам, искусство как таковое возникло в верхнем палеолите. И именно женщина стала предметом изображения первых художников и скульпторов. В те времена женщина была олицетворением  продолжения жизни и плодородия, отсюда - гипертрофия вторичных половых признаков палеолитических венер.

Вот таких красавиц вырезали из камня древние скульпторы.
В Древнем Египте образ женщины стал намного более утончённым и изящным, а сама женщина была объектом почитания и заботы. Изображения на стенах храмов и гробниц свидетельствуют о том, что древние египтяне почитали женщин тонких и белокожих, и даже женщины низших сословий изображались грациозными и хрупкими.
Изображение пирующих египтянок на стенах гробницы.
Искусство Древней Греции изображало женщин крупных и атлетически сложенных. Видимо, на идеалы искусства того времени большое влияние оказала Спарта, где женщина была свободнее, чем в других полисах, и где она обязана должна была упражняться в беге и метании диска, дабы её здоровое и физически развитое тело смогло позже произвести на свет таких же здоровых детей. Так же часто предметом изображения становились гетеры (древнегреческие проститутки), которые имели высокий социальный статус и влияние.
Бегущая девушка. Роспись амфоры.
В Средневековье женщина была олицетворением грехопадения. Следовательно, если она и становилась предметом изображения, то носила в себе мало женственных и чувственных черт. Как правило, на средневековых полотнах нас встречают бледные дамы с покатым лбом и маленькой грудью.Чаще всего они предстают в обрамлении аллегорий.
Гобелен "Дама с единорогом".
Эпоха Ренессанса привнесла с собой восхищение здоровым человеческим телом и жизнью во всей её красоте. Увлечение искусством и мифологией античности привело к созданию полотен с изображением античных богинь, в большинстве своём, Венеры. Образ Мадонны тоже был очень популярен, но Мадонна здесь являлась не воплощением духовности и самоотречения, как в Средневековье, но как идеал вечной женственности и красоты.
"Мадонна Литта" Да Винчи. 

"Спящая Венера" Джордоне. 
В эпоху Рококо - эпоха салонного искусства, в которой женщина воспринималась не как мать и жена, но как любовница.Само собой, естественность вышла из моды, на смену ей пришла утонченная и немного извращенная чувственность. Художники изображали женщин аристократических кругов, напудренных и нарумяненных, с высокими причёсками и неестественно тонкой талией. Женщины на полотнах Франсуа Буше и прочих художников эпохи рококо имеют белые кукольные лица и игривый взгляд. 
Франсуа Буше "Портрет госпожи О' Мёрфи или отдыхающая девушка".
Он же. "Портрет маркизы де Помпадур".
Искусство прерафаэлитов изображало женщин томных, мистических, опасных и даже фатальных.Чаще всего женщина представала в образе какой-либо литературной или библейской героини. Прерафаэлитов интересовала не сама женская красота, а тот символ, который она может нести.
Уотерхаус."Аполлон и Дафна".
Эпоха ар-нуво и конкретно Альфонс Муха воспевал немного других женщин - легких,воздушных и плавных, как линии его рисунка. Женщина изображалась в окружении цветов, а сама она стала воплощать в себе красоту природы. 

Муха."Времена Года".
Пост-модернизм приводит нас к бесконечному разнообразию стилей, в том числе, к арт-феминизму, который в свою очередь вытекает из феминистской критики истории искусств. Течение не сводится к каким-либо общим стилевым приёмам, но несёт в себе общий посыл: предоставление женщины места творца, а не изображаемого объекта. Для представительниц этого движения, женственность - это не истинная сущность, но набор поз и неестественных ужимок, которые навязывает им общество. Арт-феминизм избрал своей иконой самую известную художницу в истории искусства Фриду Кало. 
Фрида Кало. "Автопортрет с терновым венцом и колибри".




Комментариев нет:

Отправить комментарий