среда, 14 ноября 2012 г.

Китайская каллиграфия.


Искусство Востока ( как Ближнего, так и Дальнего) традиционно отводила каллиграфии намного более важную роль, нежели европейское искусство. А в Древнем Китае каллиграфию называли "первым среди художеств".
1 ноября в Современном музее каллиграфии стартовала Международная выставка каллиграфии, которая проводится музеем раз в два года. В свете этого события Individorama знакомит читателей с историей китайской каллиграфии а также с лучшими её образцами.



Для искусства Китая было важно не только то, что написано, но и то, как написано. Исследователи утверждают, что слова, имевшие в разговорной речи вполне обыденный смысл, в каллиграфии обретали дополнительную глубину и могли обрастать множеством трактовок. Необыкновенно важно, какой линией написано то или иное слово, ибо это является выражением восприятия художника и, в свою очередь, влияет на восприятие читателя. Китайское искусство знает огромное количество видов линий и кистей для их написания. Из культа каллиграфии происходит ещё один интересный факт в китайской истории - письменные принадлежности часто являлись признаком достатка, а некоторые из них оформлялись драгоценными камнями и металлами. 


Китайскому искусству каллиграфии уже почти три тысячи лет: самое древнее китайское письмо (надписи на черепашьих панцирях и игральных костях) датируется 17-18 вв. до н.э. Позднее стиль оформления надписей менялся при смене эпох и правящих династий.
Например, эпоха правления династии Цинь является знаковой для китайской каллиграфии - благодаря объединению Китая, древние мастера смогли выработать более-менее единый иероглифический стиль, а чуть позже значительно его упростить. 

Эпоха двух династий Цзинь наиболее способствовала развитию каллиграфии как утонченного искусства. Именно в этот период появился признанный гений китайского искусства- Ван Сичжи. Его прописные шрифты считаются первыми прописными шрифтами в мире. На Родине он прозван "Шушэн" - святой каллиграф. 


Период династии Юань характерен сближением двух искусств - каллиграфии и живописи. Художник, поэт и каллиграф Чжао Мэнфу, проповедующий идею о том, что каллиграфия несёт в себе не меньше смысла, чем живописи. Знатоки китайского искусства утверждают, что творчество Чжао Мэнфу является синтезом всего лучшего, чего достигло искусство каллиграфии в прежние эпохи. 


На сегодняшний день существует множество различных китайских школ каллиграфии, и все они соревнуются между собой за первенство. Некоторые каллиграфы, стремясь произвести впечатление если не изяществом, то хотя бы размером шрифта. Например, художник и скульптор Ченг-Фон Шин, копирует стихи на самые миниатюрные поверхности (например, на кунжутное семечко).В 2009 году на Международной Выставке Каллиграфии, проходившей в Санкт-Петербурге, Ченг-Фон Шин написал "Россия, я тебя люблю" на крыле мухи. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий