вторник, 23 октября 2012 г.

Художники: Сюрреализм.


"К картине можно от-
носиться только как к окну,  и пер-
вая моя забота - узнать,  куда  оно
выходит." Андре Бретон.





Сюрреализм - художественное течение, зародившееся в 20-х годах 20го века, основателем и идеологом которого стал писатель Андре Бретон. Сюрреализм в живописи у современного обывателя ассоциируется с именем Сальвадора Дали, однако сегодня мы поговорим не только и столько о нём, сколько о самом течении, главных его принципах и о том, во что вся эта затея вылилась.



У срюрреалистов было целых три манифеста ( два за авторством Бретона, и один, последний, -  Робера Десноса). Главным принципом сюрреалистического искусства объявлялось отделение духа от материи. Художники данного направления поставили во главу угла иррациональность и абсурдность формы, и работу с образами подсознания. Глубин подсознания сюрреалисты достигали, мучая себя голодом, употребляя наркотики, или пытаясь предметно запомнить свои сны.
"Сын человеческий". Р. Магритт. 1964 г.

"Любовная песнь".Дж. де Кирико. 1914 г.


Сюрреализм многое позаимствовал у недолго просуществовавшего дадаизма и метафизической живописи (Джорджо де Кирико), в теории же направление во многом опиралось на фрейдистское учение о бессознательном. Впрочем, сам Фрейд  сюрреализм не понимал и не разделял.
"Империя Света".Р.Магритт. 1954 г.
Одним из самых ярких представителей сюрреализма в живописи был бельгиец Рене Магритт. Магритт, в отличие от своих соратников, теорию о бессознательном не поддерживал, а предметный мир его картин не "оплывает", как это часто бывало у Дали. Однако, странное сочетание предметов и явлений на картине говорит об обманчивости и многозначности внешнего мира.
"Это не трубка". Из серии "Вероломство образов". Р.Магритт. 1928 г.





"Лента Пределов".И.Танги. 1932 г.
Ив Танги-еще один художник-сюрреалист. Что интересно, Танги никогда не обучался живописи, и, прежде чем стать художником, сменил множество профессий. На его творчество оказали влияние картины Джоржо де Кирико и детские воспоминания о море ( отсюда плавность линий и округлость форм в картинах Танги).
"Гибель семьи".И.Танги. 1927 г.

Творческая группа сюрреалистов была образована в Париже и крутилась вокруг эгоцентричной личности Бретона. Именно он решал, кого принимать в круг посвященных. Точно так же он решал вопросы об изгнании. Большинство сюрреалистов, несмотря на внешнюю отрешённость, состояли в коммунистической партии, и, соответственно, придерживались левых взглядов ( хотя чаще всего они говорили не столько о мировой революции, сколько о "революции ума"). В свете этого Бретон счёл вполне разумным изгнать Дали из кружка после того, как на картине "Загадка Вильгельма Телля" последний решил изобразить деформированную фигуру с лицом, отдаленно напоминающим лицо вождя мирового пролетариата. Доводы о том, что сюрреализм как течение проповедует автоматическое записывание образов подсознания и в принципе не оперирует понятием замысла, Бретону показались малоубедительными.
"Загадка Вильгельма Телля". С.Дали.1933 г.
Сюрреализм как метод был впитан практически всеми видами искусства и его методы продолжают жить до тех пор. Сюрреализм до сих пор живёт и процветает живописи, фотографии и авторском кино ( здесь необходимо упомянуть имя популяризатора этого жанра в кино - Дэвида Линча). Однако, современный сюрреализм придерживается скорее внешних признаков направления (фантасмагоричность, абсурдность сюжета), а вот видение искусства как окна в подсознательное постепенно утрачивается.


1 комментарий: