суббота, 30 июня 2012 г.

Художники: изобразительное искусство и наркотики.


Тема "расширения сознания" на самом деле стара,как мир. Individorama решила немного углубиться в историю взаимоотношений художников и запрещенных веществ.


Представление о наркотическом опьянении как о средстве вызова мятежной музы начало складываться ещё в эпоху романтизма, но не оформилась в какое-либо эстетическое учение   и пропало под натиском обличающего пороки реализма. Однако и тут есть свои оговорки. Например, ходили слухи,что один из лидеров прерафаэлитов Данте Габриэль Росетти употреблял наркотики в немалом количестве.

Росетти писал свою Беатриче с Элизабет Сиддал, которую погубили  тогда ещё мало изученные вещества.

На стыке веков наркотики и алкоголь снова появились в поле зрения художественной богемы (немало для популяризации легких наркотиков сделали поэты Шарль Бодлер и Артур Рембо ). В декадентскую эпоху речь чаще всего шла о таких легких увеселениях, как гашиш и опиум. В этой связи было бы глупо не упомянуть имя Амедео Модильяни.

Современников Модильяни больше всего шокировало то,что он раскрыл скрываемую художниками всех времен тайну наличия волос на женском теле.


Вместе с художниками наркотики смело шагнули в эпоху модернизма. Метод сюрреалистов часто предполагал употребление если не запрещенных веществ, то хотя бы алкоголя,дабы достижение  "глубин подсознания" осуществлялось с большей вероятностью. 


Сюрреалистическое творчество художника Виктора Браунера.
Ну и, само собой, Великого и Ужасного Сальвадора Дали.

С появлением ЛСД наркотики начали формировать собственное художественное течение, костяк которого составляли деятели литературы,музыки и изобразительного искусства, условно называвшиеся "хиппи". Благодаря особому воздействию ЛСД на мозг богемных юношей, Хантер Томпсон и его современники могли видеть такие "озарения", о которых Артур Рембо мог только мечтать долгими вечерами за рюмкой абсента.
Иллюстрации к "Страху и ненависти в Лас-Вегасе" были созданы Ральфом Стендманом, само собой,без ЛСД не обошлось.
Апогеем экспериментов с сознанием стали работы американского художника Брайана Льюиса Сондерса, который долгое время проводил "художественные опыты", исследуя воздействие различных наркотиков на рисунок.
Два примера совместной работы Сондерса, кокаина и грибов.
В девяностых появился и быстро стал популярным новый наркотик-экстази. Но он открыл  не дорогу к сознанию, а ,скорее, дорогу в очередной клуб. И если в истории современной музыки этот наркотик играет далеко не последнюю роль, то в изобразительном искусстве переворота не свершилось. Тема взаимоотношений наркотиков и искусства по-прежнему актуальная, но уже далеко не такая животрепещущая.


Комментариев нет:

Отправить комментарий