Тема "расширения сознания" на самом деле стара,как мир. Individorama решила немного углубиться в историю взаимоотношений художников и запрещенных веществ.
Представление о наркотическом опьянении как о средстве вызова мятежной музы начало складываться ещё в эпоху романтизма, но не оформилась в какое-либо эстетическое учение и пропало под натиском обличающего пороки реализма. Однако и тут есть свои оговорки. Например, ходили слухи,что один из лидеров прерафаэлитов Данте Габриэль Росетти употреблял наркотики в немалом количестве.
|
Росетти писал свою Беатриче с Элизабет Сиддал, которую погубили тогда ещё мало изученные вещества. |
На стыке веков наркотики и алкоголь снова появились в поле зрения художественной богемы (немало для популяризации легких наркотиков сделали поэты Шарль Бодлер и Артур Рембо ). В декадентскую эпоху речь чаще всего шла о таких легких увеселениях, как гашиш и опиум. В этой связи было бы глупо не упомянуть имя Амедео Модильяни.
|
Современников Модильяни больше всего шокировало то,что он раскрыл скрываемую художниками всех времен тайну наличия волос на женском теле.
|
|
Вместе с художниками наркотики смело шагнули в эпоху модернизма. Метод сюрреалистов часто предполагал употребление если не запрещенных веществ, то хотя бы алкоголя,дабы достижение "глубин подсознания" осуществлялось с большей вероятностью.
|
Сюрреалистическое творчество художника Виктора Браунера. |
|
Ну и, само собой, Великого и Ужасного Сальвадора Дали.
|
С появлением ЛСД наркотики начали формировать собственное художественное течение, костяк которого составляли деятели литературы,музыки и изобразительного искусства, условно называвшиеся "хиппи". Благодаря особому воздействию ЛСД на мозг богемных юношей, Хантер Томпсон и его современники могли видеть такие "озарения", о которых Артур Рембо мог только мечтать долгими вечерами за рюмкой абсента.
|
Иллюстрации к "Страху и ненависти в Лас-Вегасе" были созданы Ральфом Стендманом, само собой,без ЛСД не обошлось. |
Апогеем экспериментов с сознанием стали работы американского художника Брайана Льюиса Сондерса, который долгое время проводил "художественные опыты", исследуя воздействие различных наркотиков на рисунок.
|
Два примера совместной работы Сондерса, кокаина и грибов. |
В девяностых появился и быстро стал популярным новый наркотик-экстази. Но он открыл не дорогу к сознанию, а ,скорее, дорогу в очередной клуб. И если в истории современной музыки этот наркотик играет далеко не последнюю роль, то в изобразительном искусстве переворота не свершилось. Тема взаимоотношений наркотиков и искусства по-прежнему актуальная, но уже далеко не такая животрепещущая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий